Сегодня Юрий Горожанинов отмечает 80-летие.
Юрий Иванович Горожанинов родился 23 марта 1942 года в городе Чердынь Пермской области. Трудовую деятельность начал в 1960 году токарем Лысьвинского металлургического завода. По окончании Пермского политехнического института работал на заводе «Автозапчасть» в г. Рославль Смоленской обл. (заместитель главного технолога, главный металлург). С 1974 по 1988 год трудился в производственном объединении «КамАЗ» (заместитель главного металлурга, директор агрегатного завода).
В 1988 после победы на проведенных впервые в СССР выборов был назначен генеральным директором ПО «УралАЗ». После реорганизации предприятия стал президентом – генеральным директором ОАО «УралАЗ» (1994 – 1998 годы). Под его руководством предприятие за короткий срок вышло из отстающих в передовые в отрасли.
В 1989 году был избран народным депутатом СССР.
Ю.И. Горожанинов — лауреат Государственной премии в области науки и техники (1998), доктор экономических наук, заслуженный работник промышленности СССР (1991), почетный гражданин Миасса (1993).
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1981, 1985), «Знак Почета» (1977), Дружбы народов (1993), медалями.
Наверное всех нас все же можно разделить на две категории. Большинство всю жизнь следует словам основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена «Главное — не победа, а участие», другие и мысли не допускают, чтобы во всем и всегда не стремиться быть первыми.
Егор Симонов, Виктор Макеев, Юрий Горожанинов… Если бы не они, не то ускорение, которое они придавали развитию города, то каким бы был Миасс?
Когда 34 года назад, уверенно выиграв первые в СССР выборы генерального директора, Горожанинов встал у руля УралАЗа, заводчане конечно же надеялись, что предприятие выйдет из отстающих в советском автопроме. Юрий Иванович сразу дал понять, что принцип «не добегу, так согреюсь» не для него, надо быть только первыми. Так вскоре и произошло – переходящее знамя, вручаемое лидеру автопрома, прописалось на УралАЗе.
Каждый день генерального был расписан по минутам. И это не преувеличение. Все руководители получали график работы директора на предстоящий месяц, где именно с такой точностью были определены совещания, обходы и объезды, встречи с коллективами, на которых генеральный вел откровенный диалог с рабочими и ИТР… Раньше девяти вечера Юрий Иванович с завода никогда не уходил, и очень быстро своим азартом, уверенностью в том, что «мы все можем и должны быть только первыми» заразил всех руководителей самого разного ранга.
Поэтому вечерние совещания не были никому в тягость, становились настоящими мозговыми штурмами. Разве что сам генеральный два раза в неделю заканчивал споры и напоминал, что теперь – волейбол. На площадке соратники становились не менее азартными соперниками, а обыграть команду генерального, хоть и удавалось редко, но удовольствие приносило нескрываемое.
Мы можем сделать то, что кажется нереальным… Этим «вирусом» вскоре заразилась вся команда. И командой становился весь завод.
День открытых дверей 1 сентября. В СССР на такое никто и никогда не отваживался, да и в мире подобных примеров не знали. Скептиков поначалу было немало и на УралАЗе: «Детей потом в цехах не найдем, ребятишки «Уралы» разберут, а как же техника безопасности…». Но тут как раз тот случай, когда генеральный взял всю ответственность на себя. Результат известен – получилось, да еще как! И главное не в том, что про заводской праздник писали все газеты Советского Союза. Главное – в горящих глазах мальчишек и девчонок, которым отцы и матери не без гордости показывали свой завод, свои рабочие места.
Логичное продолжение – закрепление каждой подшефной школы за конкретным производством. И не для галочки в отчеты. На совещаниях у генерального рядом сидели директор производства и директор подшефной школы, о выполнении планов отчитывались вместе, пути решения проблем определялись тут же.
Так же и с горбольницей №2, поликлиниками.
Особый разговор – строительство жилья. Все без исключения директора производств стали еще и директорами «самстроев», спрос за строительство был не менее строгим, чем за производственные показатели. И вскоре объем жилищного строительства был доведен до 40-50 тысяч квадратных метров в год. На «самстроях» трудились бок о бок все без исключения – и рабочие, и инженеры, и руководители. Вряд ли кто возьмет на себя смелость утверждать, что в Миассе был бы микрорайон Комарово если бы не было Горожанинова.
Были построены ФОК с плавательным бассейном, первоклассный медицинский центр на Тургояке, лечебно-оздоровительные корпуса в санаториях «Кисегач» и «Урал», началась реконструкция стадиона «Труд», где «Торпедо» на равных сражалось и побеждало многие авторитетные команды…
Памятник «Захару», народные гуляния 8 июля в честь выпуска первого автомобиля… Заводчане считали разумеющимся, что поздравлять их приезжали звезды первой величины.
Первые выборы народных депутатов. Горожанинов уверенно побеждает не только в Миассе, но и в Златоусте.
Ралли «Париж – Пекин». «Уралы», стартовав на берегах Сены, уверенно дошли до столицы Китая.
Автопробег от Лондона до Нью-Йорка. «Уралы» без единой поломки провели караван через полюс холода, Сибирь, Якутию, Чукотку к Берингову проливу, а флаг УралАЗа водрузили у здания ООН.
Каждый, кто был и остается в команде Горожанинова, может бесконечно рассказывать о том, «как это было», как решались казавшиеся неразрешимыми задачи, как покорялись неприступные вершины. И всех, прошедших его школу, объединяет одно – благодарность за то, что приучил всегда и во всем стремиться быть первыми.
А сам Юрий Иванович и раньше, и теперь, говоря о том, что было сделано, никогда не употребляет местоимение «Я». Только «Мы».
Владимир Стрельников