Отсутствие новых автомобилей ставит под угрозу российский автопром.
В 2021 году целый сектор российской экономики оказался по угрозой. Проблема в том, что продажи новых машин рухнули практически по всем брендам. И причиной тому вовсе не снижение спроса, а отсутствии новых моделей, дилерам попросту нечего продавать.
Продажи автомобилей сократились на 17%, что не так много на первый взгляд, но снижение продаж стало тенденцией. Обычно автодилеры продавали порядка 150 тысяч машин ежемесячно. Но в августе удалось продать всего 114 тысяч машин. Хуже было только в январе 2020 и 2021 годов, что объяснялось сезонностью, и в апреле прошлого года, когда рынок рухнул из-за режима самоизоляции. Кстати, это было самое масштабное падение в истории.
Даже с учетом того, что в июле-августе 2020 года продажи машин выросли из-за открытия автосалонов после пандемии, падение на 17% — это все равно много. Настолько низкими продажи были лишь в 2016 году, когда рынок плавно восстанавливался после «валютного» кризиса.
Ситуация действительно серьезная, ведь даже продажи лидера рынка Lada Granta упали сразу вдвое. Известно, что летом конвейер в Тольятти останавливался несколько раз, в том числе и из-за недостатка компонентов. «Падение» «Гранты» вперед вырвались Vesta, Kia Rio и Hyundai Creta.
Еще сильнее просели продажи Volkswagen Polo и Skoda Rapid калужской сборки. При этом в ближайшее время ситуация точно не улучшится: пресс-служба завода анонсировала сразу четыре периода вынужденного простоя.
Благодаря смене поколения кроссовера неплохо продается новый Renault Duster, как и родственная Arkana. Однако общие продажи Renault в августе упали на 11%.
А вот китайские бренды используют кризис в свою пользу. Haval и Chery оказались в плюсе на 37% и 163% соответственно и по итогам августа попали в десятку самых востребованных легковых марок в России (не считая коммерческий транспорт). Правда если за первую половину 2021 года Chery нарастила продажи более чем в 4 раза, то за август — в 2,5.
Но проблема не только в нехватке машин. Из-за накрутки цен на 200–300 тысяч для моделей среднего класса растет интерес к подержанным машинам. Ситуация такова, что, к примеру, за стоимость простенькой Lada Granta можно найти свежую иномарку более высокого класса.