На молодежном сленге они райтеры, граффитисты, «уличные художники»… Но при взгляде на работы Виктора Медведева язык не поворачивается назвать его работы граффити.
Это настоящие картины, украшающие невзрачные уголки города. А может, мы просто привыкли, что граффити — это уродливые надписи на заборах? О том, как по зову сердца миасец расписывает некрасивые стены города — в нашем материале.
Порыв души
Мы стоим у свежей работы Виктора — на стене гаража у лицея на улице Менделеева раскинулась типично уральская картина: горное озеро, раннее солнце, выкатывающееся из-за горных вершин, силуэты лесных жителей — горделивого оленя и хозяина тайги. Казалось бы, автор точно художник или, как минимум, бывший ученик художественного кружка. Но Виктор, улыбаясь, рассказывает другое:
— Все началось еще со школы. Сначала карандашом, ручкой на листочке в уголке. Никуда не ходил, нигде не учился. По образованию я — учитель географии и ОБЖ. Сейчас это хобби.
Последнюю работу создал за четыре-пять дней, после работы, вечерами. Когда я переехал из Миасса в Нижневартовск, будучи семиклассником, мне стала интересна эта культура, видеокассета первая пленочная попалась немецких граффитчиков о том, как уже тогда они разрисовывали целые дома. И мне захотелось менять серое пространство вокруг
Казалось бы, когда душа лежит к творчеству, почему бы не окружить себя им в повседневности? Но Виктор объясняет: если это хобби превратится в работу, то интерес сразу же пропадет. Должен быть порыв души. Художник и темы для своего творчества выбирает, «как душа ляжет»:
— Смотрю что-то в интернете, бывает, увижу интересный сюжет. Беру идею за основу, что-то меняю, добавляю — получается что-то свое, новое и интересное.
Взял и сделал
Виктор ведет нас дальше — к трансформаторной будке с еще одной работой этого года. На этом рисунке — парусник и маленькая лодочка, бороздящие воды Тургояка. Автор делится:
— Десять лет назад сфотографировал любимое озеро и парусник на нем, очень понравилось фото. И вот нашел применение сюжету — украсил страшную будку в своем дворе. Взял и сделал.
Надо отметить, что весь двор дома № 5 на улице Менделеева украшен работами Виктора: тут «поселились» и попугай, и дельфин, и божья коровка. Работы разных лет, разных настроений. С обратной стороны дома теперь две работы с природой родных краев.
— Я просто живу здесь и просто делаю это. Грязные стены не хочется видеть. Есть задумка поработать на стадионе, для молодежи сделать что-то яркое, спортивное.
Не просто хобби
— Несмотря на то, что многое делаю для души, порой такое хобби и заработок приносит — говорит Виктор. — На материалы, краску зарабатываю частными заказами. Этот год достаточно плодотворный. Например, работаю с администрацией округа: скоро начну расписывать детскую поликлинику в поселке Строителей.
В машгородке поликлиника уже украшена — тоже моя работа. Здесь помогала студентка в свободное время, ее работа — нижняя часть рисунков.
— В Комарово вот художники из Перми рисуют большой мурал, конечно, хочется и в таком объеме попробовать свои силы. Даже здесь, — Виктор указывает на стену гаража, — используются не только баллончики, но и ведра краски, краскопульты. Было бы интересно попробовать сделать мурал, совсем другой масштаб.
Творчеством Виктор занимается в свободное от работы время. Расписать стену гаража или трансформаторной будки — три-четыре вечера по несколько часов. Жена и сын-третьеклассник поддерживают, помогают художнику. А вот когда Виктор работает один, в помощь — наушники с любимой музыкой.
— Сразу забываю, что кто-то вокруг ходит, смотрит, полностью ухожу в работу, — отмечает Виктор. — Хотя люди интересуются, подходят, спрашивают что-то. Но в основном тоже подбадривают, говорят «классно» и дальше идут. Приятно. «Служба крови» на проспекте Автозаводцев — тоже моя работа. Много работ в частных домах. Забор в одуванчиковом поле и красивых облаках — работа старая, но «подрихтованная» в этом году с высоты нового опыта и знаний.
«Домашний» Париж
— На листочках рисую все реже, картин тоже не пишу. А когда нечего делать — выхожу во двор. На самоизоляции творил дома — на стене нарисовал Париж, поэтапные фотографии выложил в соцсети. От Парижа пошла отделка камнем, декоративным кирпичом, затем перешел на зал, поменял обои, двери, добрался до туалета и дальше… А на стыке нового и старого ремонтов нарисовал зимний пейзаж: фонарь, лавочку. Потом и арку из кирпича добавил. Творчество не только в рисунках, но и в подобном хэнд-мэйде. Фантазия работает нормально, даже на работе можно разрисовать, что под руку попалось. Тренироваться надо постоянно. А то берешь после перерыва баллончик и все как в первый раз: линии неровные, руки трясутся.
«Прыгающий» дельфин
— Что касается обучения и саморазвития, то очень многое смотрю в интернете. Иногда глядишь и удивляешься: кто-то тут что-то придумал, кто-то тут что-то с чем-то смешал, и думаешь — а я-то чего не догадался, интересно же получилось! Сейчас все настолько глобально, граффити каждый переворачивает и крутит, как только хочет и может. Есть зарубежные художники, например, португалец Одейт, который рисует в стиле 3D: в угол дома смотришь, а оттуда на тебя огромный паук или кот прыгает. Отойдешь — иллюзия пропадает. Нечто подобное и у меня во дворе есть — дельфин, «прыгающий» над закатом. По сути, он на две части разделен, а если прямо смотреть, то «единый» дельфин.
Нравится Виктору и творчество Тимура Бразила из Челябинска, который со своей командой весь областной центр изрисовал. А у нас несколько лет назад украсил троллейбус.
«Некаракули»
Свой первый рисунок «некаракулей», как говорит Виктор, художник сделал в Челябинске — это была морская волна в парке. Потом начались работы разного плана: столовая, баня, заборы…
— Выделить что-то из своих работ я не могу. Мне вообще многие свои рисунки не нравятся, я же все вижу, каждую мелочь. Тут подправить, тут ровнее надо было, тут еще что-то… Можно работать и работать, добавлять блики, нюансы. Но невозможно посвящать этому все свое время, иногда надо и на работу ходить, — улыбается Виктор.
«Музыкальный» шкаф
Кстати, о работе: за свои 35 лет Виктор успел потрудиться на нескольких производственных предприятиях нашего города. Сейчас талантливый миасец работает слесарем по сборке металлоконструкций на производстве пожарных автомобилей.
— Городское пространство наше мне, конечно, очень не нравится. Хожу и смотрю — какую бы стенку разрисовать? Их ведь много! На Колесова есть работа с моим участием, — вспоминает Виктор. – Помощи в создании мультгероев на стене во дворе дома попросили начинающие художники. — Два-три дня провел с ними, чем-то помог, что-то объяснил. Сейчас эти ребята расписывают коммуникационные шкафы, слышали ведь наверняка? Я тоже приложил руку к одному из них — с музыкальным ключом, в машгородке.
В планах — расписать гаражи у тропы здоровья. Раскрывать задумку художника не будем, но звучит заманчиво. Как говорит Виктор Медведев, «наше поколение точно оценит».
Любовь Яннурова,
фото Давида Ахмедова