Продолжаем рассказ о поисках миасских школьников, решивших узнать, в честь какого Шишкина — художника или Героя Советского Союза, когда-то учившегося в Миасском педагогическом техникуме — назвали улицу в поселке Миасс-2.Парад как испытание
В мирное время 63-й Гвардейский Виленский ордена Кутузова 3-й степени истребительный авиационный полк под руководством Александра Павловича Шишкина занялся учебно-боевой подготовкой.
В марте 1948 года гвардии подполковник Шишкин принял командование 196-м истребительным авиаполком (ИАП) на аэродроме Волосово.
Ровно через год на аэродроме Кубинка началась подготовка двух десятков новых реактивных истребителей Ла-15 к первомайскому параду. Вести их должны были летчики 196-го ИАП. Поскольку Ла-15 официально еще не был принят на вооружение ВВС, то одновременно велись войсковые и государственные испытания нового истребителя.
В штопоре…
После парада 196-й истребительный авиаполк начал готовиться к показательным полетам в честь Дня Воздушного Флота СССР.
21 июля 1949 года гвардии полковник А. П. Шишкин погиб при выполнении тренировочного полета.
По словам известного советского летчика-истребителя Героя Советского Союза Е. Г. Пепеляева, бывшего в ту пору заместителем командира 196-го ИАП, «выполняя пилотаж в зоне на самолете Ла-15, Шишкин попал в штопор. Выйти из штопора не сумел. На высоте 200- 300 метров катапультировался, но парашют не успел наполниться воздухом…».
Происшедшее Пепеляев объясняет тем, что «техника вывода из штопора реактивного самолета Ла-15 со стреловидным крылом намного отличалась от подобной техники истребителей с поршневыми моторами. А соответствующей инструкции еще не было…».
Любил летать…
Любопытно читать воспоминания Е. Г. Пепеляева о том, каким был Александр Павлович Шишкин.
Выполняя пилотаж на самолете Ла-15, Александр Шишкин не сумел выйти из штопора.
«Был он небольшого роста, очень подвижен и быстр в решениях и действиях. Во многом стремился подражать своему командующему В. И. Сталину, с которым связывала его долгая служба и боевая дружба: с ним он прошел почти всю войну. С друзьями и товарищами Шишкин был дружелюбен и общителен, но, казалось, для него не существует жизнь вне аэродрома. Любил футбол, был болельщиком, организатором и шефом полковой футбольной команды. Главное же — Александр Павлович очень любил летать…»
После двух катастроф самолета Ла-15 в 196-м полку командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин полеты на Ла-15 запретил, а все имеющиеся машины были переданы в части ПВО страны…
Бюст, аллея, доска…
Александр Шишкин был награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, медалями.
Именем Героя Советского Союза была названа Борисовская школа Пластовского района. В самом районном центре на городской площади установлен бюст Шишкина.
В нашем городе память о герое увековечена мемориальной доской (установлена в 1980 году по ходатайству Миасского педучилища на доме № 8 на улице Пушкина) и стендом на аллее Славы.
Является ли улица Шишкина в поселке Миасс-2 еще одним свидетельством того, что память о нем жива?..
Еще одна версия
Расследование можно было бы считать завершенным (и, к большой досаде ребят, недостаточно результативным), если бы неожиданно не появился… еще один кандидат. Произошло это так…
После публикации материала о поисковой работе краеведов школы № 11
в редакцию «МР» позвонил известный миасский фермер Виктор Яценко (на фото), который утверждал, что лично знал человека, в честь которого была названа улица Шишкина.
Ребята встретились c Виктором Прокопьевичем и вот что от него узнали.
— Наша семья давно занимается фермерством. В старой части города был участок Варламовской сельхозтехники, работники которого арендовали наших лошадей (в 60-е годы их у нас было около ста голов) для перевозки культиваторов, плугов, сеялок, хомутов. В то время как раз шло активное строительство в поселке Миасс-2. «Сельхозтехника» помогала в строительстве и добивалась выделения квартир для своих работников. Руководил предприятием Павел Васильевич Шишкин, человек интеллигентный, обходительный, знающий. Главный архитектор города Олег Карпов и секретарь горкома КПСС Анатолий Ефимов, которые имели непосредственное отношение к строительству, были в приятельских отношениях с Шишкиным. Я тоже хорошо знал Павла Васильевича. Однажды, когда он, будучи пенсионером, пришел к нам за медом, сказал ему: «Рано ты, Павел Васильевич, на пенсию собрался. Оставался бы да работал!». А он засмеялся в ответ: «Хватить уже работать! Памятник себе построил — пора и отдохнуть!». Какой смысл вложил Шишкин в слово «памятник»?.. Уж не улицу ли?..
И все-таки — кто?….
Выслушав версию Яценко, школьники решили проверить полученную информацию и выяснили: да, действительно, жил в Миассе такой уважаемый человек, руководил «Сельхозтехникой».
Но Виктор Прокопьевич в своем рассказе упустил одну деталь. Павел Васильевич Шишкин был еще и участником Финской и Великой
Отечественной войн, где в звании старшины командовал авторотой, которая занималась подвозом боеприпасов и продовольствия на передовую. Имел орден Отечественной войны, медаль за «Отвагу», а также много медалей за добросовестный труд в послевоенное время.
И вот тут-то вопрос, который намеревались решить школьники в процессе своих поисков, встал наиболее остро: так кто же из троих Шишкиных дал свою фамилию улице?..
А как считаете вы, дорогие наши читатели? Есть ли у вас своя отгадка на эту загадку? Можете ли подтвердить ее достоверность и чем именно? Были ли вы знакомы с Павлом Васильевичем Шишкиным? А может быть, принимали участие в строительстве улицы-загадки и знаете историю ее имени?..
Пишите, звоните, приходите, рассказывайте, делитесь своим мнением!
Исследователи из школы № 11 ждут вашей помощи. Да и нам всем, думаю, будет интересно докопаться до истины.