Ее энергии, уму, целеустремленности можно позавидовать, как и редкому умению воспитывать из обычных миасских ребятишек чемпионов высочайшего уровня.
Однако за привычным нашему глазу имиджем уверенного, сильного, опытного тренера прячется, как оказалось, милая, интеллигентная, обаятельная женщина с интересной судьбой.
Я родилась в Сибири…
Сибирские кедры, клюква на болоте, остяцкие чумы — в таком окружении росла будущая спортсменка, уроженка поселка Катыльга Томской области. Вот несколько фрагментов из ее детских воспоминаний.
…По просьбе мамы малышка бежит к остякам за рыбой. «Рыпа нет. Чука!» — на ломаном русском отвечают обитатели чума, сидя у пылающего костра, дым от которого уходит в круглое отверстие наверху. Щуку за рыбу здесь не считали. Вот стерлядь, осетрина — это да. Маленькая Аля выросла на рыбе и впоследствии всем деликатесам предпочитала именно ее.
…Большая любительница клюквы, пятилетняя Аля весь день провела на болоте — ведь весной ягоды такие вкусные, сочные, ароматные!.. И какое ей дело до того, что мама сбилась с ног в поисках дочурки? Клюкву Аля могла есть в любом количестве, хоть ведрами! Насытившись, вернулась домой, прямо в мамины объятия. Самостоятельная, ну что тут скажешь!
…Дочка учительницы, она не имела игрушек, но никогда не скучала без них. Лучшим развлечением девчушки было тихонечко войти в класс, где мама вела урок, усесться на задней парте и слушать. Иногда на перемене ученики в шутку просили: «Аля, скажи — бис-сек-три-са! Или нет, скажи — пер-пен-ди-ку-ляр!» Не по годам серьезная девочка сначала думала, а потом с достоинством отвечала озорникам: «Нет, не могу!»
…Отчим, бесконечно добрый человек, порой беззлобно корил шестилетнюю падчерицу, которая до такой степени любила конфеты, что находила их везде и съедала все без остатка: «Ну что ж ты опять все конфетки съела? И не надо таращить на меня свои коровьи глаза!» Алевтина в ответ: «А у коровы глаза красивые!» «Так и я о том же!» — смеялся отчим.
О первом заработке и первом обмороке
Год, когда Алевтине предстояло пойти в школу, выдался урожайным на кедровые орехи. Вместе с отчимом они собрали столько шишек, что вырученных от их продажи денег хватило на покупку коровы и форменного платьица для новоиспеченной первоклассницы. «Это был мой первый настоящий заработок!» — смеется Алевтина Ивановна.
В школьные годы ходила на лыжах, бегала на коньках, стреляла, как, впрочем, и все ее сверстники. Мечтала стать врачом, зубрила химию, но накануне вступительных экзаменов студент-медик устроил абитуриентам показательную «экскурсию» в анатомичку… «Меня вынесли оттуда без чувств, — вспоминает Цвиренко, — и я тут же забрала документы из Томского мединститута и сдала их в университет. Благо, он был под боком».
Университетские годы прошли для Алевтины под флагом занятий в студенческой капелле (3-4 раза в неделю по четыре часа!) и гастрольных поездок по стране и за рубеж.
— «Гаудеамус», «Аве Мария», «Хор половецких девушек», оратория Свиридова, фуги Баха — все это я до сих пор помню и могу спеть хоть сейчас, — призналась Алевтина Ивановна. — Любовь к песне у меня с детства. Пела мама, пела я. Дома было много пластинок с классической музыкой. С каждой стипендии я покупала новую оперу.
Из математиков — в пианисты
И снова хочется спросить у собеседницы про спорт — а он-то был уже в ее жизни? «Кроссы были. Много кроссов, — припоминает Цвиренко. — А больше, пожалуй, ничего особенного».
«Особенным» до поры до времени была Ее Величество Музыка, и только она одна. Приехав по распределению в Миасс, выпускница механико-математического факультета снова поступила учиться. На этот раз на вечернее отделение музыкальной школы по классу фортепиано. Пела в хоре ДК «Прометей». Однажды ее пение услышал преподаватель консерватории и стал настаивать на том, чтобы обладательница столь красивого и поставленного голоса бросила все и осчастливила вокальное отделение. Алевтина отказалась: «Не могу снова сесть на шею родителям, которые уже дали мне прекрасное образование!» Может быть, в этот момент мир потерял вторую Галину Вишневскую или Марию Каллас?..
Жизнь, однако, шла своим чередом. В канун выпускных экзаменов в музыкальной школе сотрудник предложил Алевтине Цвиренко путевку в альпинистский лагерь, попутно отметив, что надо пройти минимальную подготовку по скалолазанию. Энергичная девушка целый день тренировалась на Крутиках и так натрудила пальцы, что с трудом сдала экзамен по фортепиано. Но ведь сдала же!
…А в памяти крепко засели случайно услышанные на тренировке слова: «Из нее получится хороший скалолаз!» Это было приятно, но совсем не удивило: девчонке, привыкшей с детства лазать по кедрам, не составило особого труда забраться на скалу.
Где твои блондинки?
А дальше был альплагерь «Ала-Арча» на Тянь-Шане. Учеба на ледовых, травяных, снежных склонах и скалах. Медицинская подготовка. И, наконец, долгожданное (первое!) восхождение. «Руководитель группы взял с собой наверх… арбуз, — говорит Алевтина Ивановна. — Как же от него божественно пахло… И каким вкусным он был!» В этот момент Алевтина, несостоявшаяся певица, родилась заново — но уже как скалолазка.
Вернувшись домой, стала заниматься у тренера Анатолия Вахменина и вскоре уже побеждала на областных соревнованиях, ездила на российские. «В составе мужской сборной были челябинцы, коркинцы и миасцы, а вот женская полностью состояла из миасских скалолазок, — с гордостью рассказывает Цвиренко. — Нашего тренера, бывало, подначивали коллеги: «Ну и где твои блондинки?» Мы, как на подбор, все были светловолосые — я, Вера Добрыдина (Полищук), Наталья Гришунина (Мартынова) и Валентина Куликова (Захарова)».
Лучше гор могут быть только горы
Кандидат в мастера спорта по альпинизму и скалолазанию, Цвиренко побывала на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, на пике Ленина (семь с лишним тысяч метров!).
Про пик Ленина вспоминает так: «Приехали, быстро собрались и пошли. Я не успела акклиматизироваться — плохо себя чувствовала, ничего не ела. Руководитель группы Валерий Давыденко принял решение возвращаться. Собирая вещи, я твердила: «Ни за что сюда не вернусь!» Но чем ниже мы спускались, тем легче мне становилось. А когда после сытного обеда в лагере (ведро борща на семерых!) и крепкого сна Давыденко скомандовал: «Вставай, пошли!», я встала и пошла. После восхождения сказала себе: «Высотный альпинизм не для женщин!» Альпинизм не бросила, но сосредоточилась на скалолазании».
Иногда Алевтине приходилось замещать тренера и проводить тренировки самой. Но однажды Оксана, дочь мастера спорта по альпинизму Алексея Сергеевича Иващенко, сказала: «Тетя Алла, вы бы не хотели потренировать детей?» И «тетя Алла» решила попробовать. Так в 1986 году в Миассе было положено начало детской школе скалолазания.
С детьми интереснее
— Алевтина Ивановна, скажите честно: детей тренировать легче?
— Не легче, но интереснее. Потому что ты формируешь маленького человека, его взгляды на жизнь. Один родитель мне как-то сказал: «Ваша секция учит ребенка беречь чужую жизнь».
— Какие качества воспитывает скалолазание?
— Бережное отношение к чужой жизни, ответственность за друга. Организованность, аккуратность. Умение разумно расходовать свое время. Дети становятся умнее, начинают лучше учиться, потому что работают кончиками пальцев, а развитие мелких мышц напрямую связано с работой мозга. Что еще?.. На сборах они проходят своеобразную школу жизни: костер разжечь, приготовить дрова, помочь сварить обед, посуду помыть. Тренируем сразу все: ноги, руки, голову, пресс, спину. Развиваем гибкость, выносливость, ориентацию в пространстве.
— За столько лет тренерской работы, наверное, было больше тысячи учеников?
— Учет не веду. Но если брать всех, кто отзанимался даже год-два, то будет больше тысячи. А кто занимался долго, то человек пятьсот. В числе самых лучших — моя первая ученица Оксана Иващенко, а еще Алексеева Ксения, Абдрахманов Сергей. Лучшие спортсмены, кстати, не всегда обладают самыми хорошими характерами. С ними порой надо повоевать, чтобы они дали результаты. Был еще Гадеев Алексей, который четыре года ездил ко мне из Челябинска тренироваться. Приезжал на электричке в субботу после занятий в математической школе, занимался, ночевал у меня, утром и в обед снова тренировался и уезжал в воскресенье. Тоже характер… Он стал первым чемпионом мира у нас.
— А сколько же у вас сегодня «коронованных» воспитанников?
— Чемпионов мира — 5, мастеров спорта международного класса — 5, мастеров спорта — 11 и кандидатов в МС — 58.
— Никогда не жалели, что выбрали скалолазание, а не спелеотуризм, например? Вы же любите рисковать?
— Да, рисковала не раз, но всегда с умом. В пещерах была, но мне там некомфортно. Я люблю простор. Лет 10 назад не знала, что такое усталость. Да я в любое время встану и пойду! А сейчас устаю. Все хочу уменьшить себе нагрузку, но не получается. Жизнь постоянно подкидывает интересных детей, от которых не могу отказаться. Вот от них никогда не устаю. Да, они живчики, с характером, но когда их заинтересуешь, внимание им уделишь, то готовы заниматься круглые сутки. Сегодня в секции около 200 человек. К счастью, я работаю не одна, у меня семь прекрасных тренеров.
— На что-то еще, кроме спорта и общественных дел, хватает времени?
— На чтение. Настольная книга — Александр Свияж «Разумный мир». Жизнь свою строю именно по ней. Пока ужинаю, слушаю классику по каналу «Культура». Много пластинок дома, но до них руки не доходят. Вот пойду на пенсию и буду слушать.
— А что, и вправду пойдете?..
… В ответ — смех счастливой, состоявшейся в жизни женщины. Женщины, которая знает для чего живет.